Аналитика - Нефть и Газ

Трудноизвлекаемая нефть Баженовской свиты


14.01.15 12:27
Трудноизвлекаемая нефть Баженовской свиты Традиционные извлекаемые запасы нефти в России по количеству сопоставимы с трудноизвлекаемыми ресурсами одной Баженовской свиты. Перспективы освоения нетрадиционных залежей весьма велики, однако этому процессу должны способствовать изменения в системе налогообложения.

Богатство России
По данным EIA (Energy Information Administration, США), наибольшая величина технически извлекаемых ресурсов нефти плотных пород, включая вызревшую нефть в сланцах, сосредоточена в России. Данная оценка в основном строится на потенциале Баженовской свиты — нефтематеринской породы, распространенной в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. По составу и содержанию углеводородов Бажен близок к нефтяным сланцам североамериканских нефтегазовых комплексов Bakken и Green River.
Сланцы, помимо низкой проницаемости, характеризуются высокой хрупкостью, либо напротив высокой пластичностью, что ограничивает применение метода многозонных гидроразрывов пласта в горизонтальных скважинах, массово используемого на плотных коллекторах. Значительно выше ресурсов нефти оцениваются ресурсы керогена — невызревшего органического вещества. Чтобы преобразовать кероген в нефть, его необходимо нагреть до температуры 300–500°С. 
Традиционные извлекаемые запасы нефти в России по количеству сопоставимы с тем, что может дать одна Баженовская свита, даже по ресурсам нефти плотных пород. Ресурсы нефти из керогена превышают совокупные ресурсы по традиционным коллекторам, имеющиеся сегодня на балансе у всех российских компаний. Правда, нужно понимать, что это не совсем корректное сравнение, поскольку в одном случае речь идет о запасах, а в другом — о ресурсах. На самом деле, не так просто понять, как перевести одно в другое, тем не менее есть определенные подходы.
 
Метод термогазового воздействия
Практика разработки Баженовской свиты на месторождениях ОАО «РИТЭК» (входит в Группу «ЛУКОЙЛ») показывает, что без использования специальных методов общий коэффициент извлечения нефти (КИН) не превышает 8%, а в среднем составляет всего 2–3%. Потенциал роста извлекаемых запасов нефти из керогена за счет внедрения метода термогазового воздействия оценивается в 35–50 млрд т, что превышает запасы традиционной нефти РФ. 
Метод заключается в закачке в пласт под давлением воздушной смеси и ее нагреве до 350°С. В пласте образуется и продвигается тепловой фронт, разогревающий нефтематеринскую породу. В результате этого нефть полностью вытесняется из высокопроницаемых пропластков Баженовской свиты и частично из низкопроницаемых зон; кроме того, часть нефти извлекается из керогена за счет пиролиза и самопроизвольного формирования локальных очагов горения в пласте. 
Технология испытывалась в течение нескольких последних лет и подошла к точке коммерциализации. Прежде промышленное внедрение ограничивалось налоговой средой.
Разработка метода термогазового воздействия — это фундаментальное исследование. Подобных технологий коммерческого уровня в мире не существует. Мы инвестируем собственные деньги в то, чтобы разработать технологию, которая позволит подойти к конкретным месторождениям.
 
Низкопроницаемые запасы 
Разработка собственных фундаментальных технологий, конечно, не является основной сферой деятельности для подразделений Группы «ЛУКОЙЛ», отвечающих за исследования и инновации. По большей части мы берем уже существующие и опробованные в мире технологии (к примеру, длинные скважины с многозонными гидроразрывами пласта), и занимаемся нефтью и газом, а не керогеном. Именно это направление для нас наиболее важно, сюда идут основные инвестиции.
Приведу пример. Большое и Ольховское месторождения открыты в 1984–1986 гг. и сейчас рассматриваются как единое месторождение им. Виноградова с запасами и ресурсами нефти около 240 млн баррелей. 73% запасов находятся в пласте АСЗ, имеющем площадь более 1000 км², но малую толщину 5 м и проницаемость 0,002 мкм². Основная доля запасов долгое время относилась к некондиционным. Только после продолжительной пилотной программы удалось достичь дебитов, оправдывающих вложение капитала.
На текущий год намечено бурение и ввод в эксплуатацию 33 добывающих скважин. За 9 мес. 2014 г. уже введено 19 нефтяных и 13 нагнетательных скважин. Добыча увеличилась в 5 раз. В общей сложности на 2014–2016 гг. на месторождении им. Виноградова запланирован ввод 258 скважин, из них 92 горизонтальных. Все это стало возможным благодаря налоговым льготам: для нас была установлена ставка НДПИ в размере 20% от стандартной. 
Прежде эти запасы вообще стояли в балансе на нуле. Теперь мы планируем добычу более 10 млн баррелей к 2016 г. только из этого месторождения. Если бы Правительство не улучшило налоговый режим, мы бы не смогли этим заниматься, поскольку добыча трудноизвлекаемой нефти — гораздо более затратное дело, чем традиционная добыча. Вопрос доходности на вложенный капитал по-прежнему остается сложным. Сейчас у нас стабильная добыча, но дальнейшие шаги будут зависеть от диалога между нефтяными компаниями и Правительством по вопросам налогообложения.
 
Налоги и трудноизвлекаемая нефть
Влияние налоговых льгот на нефтегазовую отрасль весьма существенно. Меры Правительства по снижению экспортной пошлины, уточнению формулы НДПИ с предоставлением адресных льгот, предпринимаемые с 2010 г., доказали свою эффективность — добыча нефти в России имеет стабильные показатели, несмотря на ухудшение сырьевой базы. Для поддержания устойчивой добычи в долгосрочном периоде необходимы дополнительные шаги по реформированию налогообложения. В противном случае можно с высокой вероятностью ожидать снижения добычи с 2017 г. Долгосрочный эффект от применения новых технологий возможен только при дальнейшем реформировании налоговой системы.
Чтобы проиллюстрировать это, снова вернусь к фундаментальным разработкам по керогену. На новом месторождении в Сибири мы зарабатываем очень небольшие деньги — порядка $9 за баррель, но это нам дает возможность жить и разрабатывать существующие обычные коллекторы. А вот при использовании термогазового метода при существующем налогообложении мы получаем одни убытки.
Когда в 2013 г. был принят Федеральный закон 213-ФЗ, устанавливающий нулевую ставку НДПИ на 15 лет для добычи нефти из баженовских, хадумских, абалакских и доманиковых отложений, появилась возможность заниматься такими месторождениями. Отмена НДПИ позволяет получить положительный баланс при использовании термогаза, хотя его величина ниже, чем для месторождения традиционной нефти. За счет этого появляется возможность относительно эффективного вовлечения в разработку более 25 млн т запасов в пределах Баженовской свиты на двух месторождениях ОАО «РИТЭК».
Однако этого недостаточно. Плотность геологических ресурсов нефти Баженовской свиты значительно различается для разных районов (от 10 до 400 тыс. т/км²). Поэтому масштабное освоение Бажена в ХМАО может потребовать дополнительных стимулирующих мер. Отмена НДПИ — необходимая, но возможно недостаточная мера для масштабного освоения Бажена. 
За счет реформирования налоговой среды станет возможным ввести в разработку краевые зоны и высокообводненный фонд скважин традиционных месторождений, добыча из которых экономически неэффективна. Рост КИН до 43% (уровень США) позволит дополнительно вовлечь в разработку до 4 млрд т запасов. Для сравнения в 2012 г. средний дебит эксплуатационного фонда нефтяных скважин в РФ составлял 9,9 т в сутки. В США средний дебит нефтяных скважин составляет 1,8 т в сутки, что для России при текущей налоговой системе было бы за гранью рентабельности. 
 
Недостающее звено
В России есть общая проблема, которую осознаешь, работая с инвесторами. В нашей стране есть огромное количество интересных инженерных и фундаментальных разработок. К нам нередко приходят ученые, предлагают совершенно нестандартные методы добычи. А вот прослойка венчурных капиталистов, которые могут взять интересную идею и довести ее до опытно-промышленной установки, очень невелика. Это тормозит процесс внедрения инноваций.
Естественно, инвесторов интересует, когда они получат деньги обратно и в каком размере. Крупная нефтяная компания может взять на себя инвестиционные риски, когда речь идет уже о применении ноу-хау, но она не готова вкладывать в разработку фундаментальной технологии. В «ЛУКОЙЛе» эту проблему частично решили, создав дочернюю компанию — ОАО «РИТЭК». Ее задача — заниматься более продвинутыми, но и более рискованными инвестициями в новые технологии, здесь идет отдельный процесс принятия инвестиционных решений. Это своего рода компромисс между крупной корпорацией и быстрым реагированием. 
На наш взгляд, именно развитие венчурных инвестиций и изменения в налоговой системе помогли бы стимулировать развитие новых методов освоения трудноизвлекаемых запасов в масштабах страны. 
 
Андрей Гайдамака, вице-президент по отношениям с инвесторами ОАО «ЛУКОЙЛ»
Подготовила Кира Патракова
По материалам форума «Открытые инновации 2014»
Фото Олега Никитина и «Открытые инновации»/ИТАР-ТАСС

(С) Медиапортал сообщества ТЭК www.EnergyLand.info
Оформить подписку на контент Looking for authoritative content?
Копирование без ссылки на данную страницу запрещено

См. также:
Об экологии месторождений
Команда электрического цеха ЛуТЭКа стала победителем туристического слета-2014
Первые лица Тюменской области посетили Няганскую ГРЭС ОАО «Фортум»
ЛуТЭК включается в волонтерское движение
 







О проекте Размещение рекламы на портале Баннеры и логотипы "Energyland.info"
Яндекс цитирования         Яндекс.Метрика