Аналитика - Генерация энергии

АЭС на Камчатке – за и против


30.10.08 17:31
АЭС на Камчатке – за и против Новая электростанция в виде плавучего блока должна встать на якорь вблизи Вилючинска уже в 2013 году. Производить энергию на Камчатке хотят многие. «РусГидро» планирует увеличение мощности Мутновских ГеоЭС, «КамГЭК» достраивает на Толмачевском каскаде вторую станцию мощностью 24 МВт, «Камчатскэнерго» готовится к переходу на газ. Осталось лишь определиться, кто станет слабым звеном, так как Боливар камчатской экономики всех не вынесет.

Первый подход к АЭС


Если вернуться к истории вопроса, то это будет уже не первая попытка размещения на полуострове АЭС. Идея отказаться от дорогой электроэнергетики на дальнепривозном дорогом топливе существовала всегда,  начиная с 60-х годов прошлого века. Но всегда находились субъективные причины, которые не позволяли довести начатое до конца.

Последний рывок энергетиков с целью кардинального изменения топливно-энергетического баланса Петропавловско-Камчатской области был предпринят в 1982 году, когда возникла идея строительства гидроэлектростанции на реке Жупановой. Трехкаскадная гидроэлектростанция мощностью 415  мегаватт должна была полностью обеспечить потребности Южно–Камчатской системы, вытеснив дорогую мазутную генерацию от ТЭЦ. Это был реальный и, видимо, безвозвратно потерянный шанс Камчатки на самую дешевую электроэнергию.

Камчатский облисполком в 1987 году разрешил проведение изыскательских работ в долине реки Жупановой. В этом же году институт «Ленгидропроект» завез технику для проведения этих работ.  Но уже через год председатель облисполкома Н.А. Синетов отменил выданное разрешение на проведение изыскательских работ, мотивируя это «возражениями общественности».

Спустя годы газета «Камчатское время» писала: «Туристическая фирма "Пурга" в 2003 году в очередной раз закрепила за собой эксклюзивное право осуществлять спортивную рыбалку на реке Жупанова. Владельцем фирмы "Пурга" является создатель авиакомпании "Кречет" Анатолий Коваленков (он же яркий представитель «общественности»). На этой реке Коваленков работает с 1992 года по плану, закрепленному на 20 лет. Ежегодно на ней рыбачат около 2000 иностранцев и состоятельных русских. Семидневный тур стоит не дешевле 2,5 тысячи долларов с человека.

Отсутствие просчитанной государственной программы развития энергоснабжения области, реальной оценки дальнесрочных перспектив стало причиной поисков оперативных путей затыкания энергетических дыр: альтернативой ГЭС должна была стать атомная станция в районе нынешнего, так называемого, нового кладбища. Но движение в этом направлении тоже скоро остановилось из-за непродуманности проекта по ряду позиций: отсутствие «десятибалльной» площадки под строительство АЭС, отсутствие опыта строительства реакторов, рассчитанных на десятибалльную сейсмичность и т.д. А энергетический голод в области требовал срочного решения вопроса энергоснабжения – и эту проблему решили, построив в сжатые сроки мазутную ТЭЦ-2.

Сегодня появилась еще одна реальная возможность изменения топливного баланса энергетики после распоряжения Владимира Путина на сентябрьском совещании в г. Вилючинске (2007 г.) «Газпрому» срочно решить вопрос с достройкой Соболевского газопровода.

Пока все идет по плану – в конце 2010 года газ должен придти на Камчатские ТЭЦ.

Второй подход: плавучая АЭС


«Я не сторонник «Камчатскэнерго», «Росатома», «Геотерма» или «КамГЭКа», - начал свое короткое выступление на совещании в Краевой администрации директор регионального диспетчерского управления (РДУ) Николай Зуев после прозвучавшего мнения, что появление в регионе плавучей АЭС затрагивает экономические интересы «Камчатскэнерго». – АЭС может быть подключена в общий Центральный энергоузел. Но… в масштабах этого энергоузла она отнюдь не  маленькая (название станции – ПАТЭС малой мощности – авт.). Это большая станция, появление которой существенно повлияет на режимы работы всех имеющихся станций. Мое мнение – это вызовет рост тарифов, особенно на тепловую энергию от Камчатских ТЭЦ. И к тому же сегодня не видно реальных предпосылок к тому, что в Центральном энергоузле намечается значительный рост энергопотребления. Обозначенный атомщиками тариф на электроэнергию не учитывает затрат на реконструкцию ВЛ-110 киловольт, новую систему автоматики, релейную защиту. Непонятно, как появление АЭС скажется на тарифе на газ, на сроках окупаемости газопровода, ведь потребление газа в этом случае на Камчатских ТЭЦ снизится на 50%. А ведь еще и «Геотерм» планирует нарастить мощность Мутновских ГеоЭС на 50 мегаватт, да Толмачевский каскад ГЭС еще подрастет на 24 мегаватта. И все будут платить за мощность.

При взгляде на слякотную осеннюю мокротень за окном автор зримо увидел мираж: залитый дармовым светом полуостров –  как от мыса Лопатка до самых Манил, электрокобры протянутся рядами по Срединному хребту, уходя вдаль за сахарные пирамиды вулканов. И Камчатка засияет. 

«А где начальник Управления по регулировании тарифов в крае», - поинтересовался один из частников совещания, полагая, что тот сможет дать пояснения по проблеме тарифов. Но ответственное лицо оказалось не приглашенным на это судьбоносное совещание. Тарифы остались без комментариев специалиста, который как раз таки и должен был пояснить, что с ними произойдет.

«А что делать тогда с теплоснабжением Петропавловска, - продолжал гнуть свою независимую линию Зуев. – Ведь мы  теряем комбинированную выработку тепловой и электрической на Камчатских ТЭЦ. Останется только тепловая – а это рост цены на теплоэнергию, тепло от ТЭЦ по нашим оценкам будет стоить даже дороже, чем от кочегарок. Может быть нам просто перейти тогда на электроотопление, хотя бы в том же Вилючинске. Направить всю избыточную электроэнергию от АЭС на электрокотлы?» – бросил спасительный круг представителям «Росатома» Зуев.

Трудно сказать, понравилась ли им эта идея, за которой маячило удорожание стоимости береговых коммуникаций для ПАТЭС.

«И надо дать задание со стороны представителей «Росатома» специализированному институту на разработку условий подключения ПАТЭС к общей сети. Мы, конечно, можем сделать это и силами «Камчатскэнерго», но не хотелось бы услышать, что мы под установку ПАТЭС желаем озолотиться», - закончил Зуев.

«Мы выдадим техусловия, путь заявитель сам считает во что это обойдется, - разрубил этот узелок гендиректор «Камчатскэнерго» Василий Безносюк.- Хотя считаю, что АЭС не сможет улучшить работу всей системы энергоснабжения. Затраты никто не считал».

Но после выступления главного сторонника и идеолога АЭС на полуострове,  мэра Вилючинска Александра Маркмана, все опять встало на свои места: «Надо пересмотреть идеологию энергоснабжения полуострова. В комплексе все электростанции позволят быть энергосистеме устойчивее. Это новые технологии. А все что у нас есть, выработало свой ресурс (Мутновские ГеоЭС  вряд ли можно отнести  к выработавшим ресурс, они обеспечивают светом треть полуострова – примечание ред.). Тариф не самое главное. Нельзя производство держать ради производителя. Надо перейти на котельные, а электричество брать у других. Надо все просчитать, все взвесить, пересмотреть концепции».

«Если нет нагрузки, нет потребителя значит давайте создадим его для АЭС искусственно», - резюмировал один из присутствующих, возвращаясь к палочке-выручалочке с электрообогревом Вилючинска.

Но выступивший следом бывший глава РЭКа Владимир Логинов опять внес в умы собравшихся смуту:

«Тут все дипломатично молчат, а я скажу, что все думают по этому поводу, но молчат. Это вопреки здравому смыслу! Как это решение вообще пришло кому-то в голову!? Или у нас в государстве избыток лишних денег? Про монополизм «Камчатскэнерго» скажу отдельно – если этот естественный лучший из всех монополизмов на Камчатке будет разрушен, то прощай энергетика. Завтра же все растащат по сусекам».

Итоги непродолжительных прений подвел директор филиала ОАО «Концерн Энергоатом» «Дирекция строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций» Сергей Завьялов:

«Решения по строительству и установке плавучих АЭС принимается на самом высоком уровне. Никто не позволит «Росатому» вести дело к повышению тарифов на полуострове. ПАТЭС – это новые технологии, которые необходимо обкатать».

Автору этих строк почему-то вспомнилось далекое деревенское детство, как выращивал зимой на окне цветы и, когда они расцветали, начинал поливать их разбавленными красными и синими чернилами. Прожилки  цветов меняли цвет, обретая розоватый или фиолетовый оттенок, и это было так удивительно, таинственно, сказочно. Затем я попытался поить этим же раствором белых кроликов с наивной детской уверенностью в то, что они тоже изменят цвет. Но кролики мой эксперимент не оценили, у них изменился только цвет катышков, которыми был усеян весь пол в клетках.

За и против АЭС


На мой вопрос  коллеге, что он думает о размещении в бухте АЭС, последовал короткий ответ:

«Ничего не имею против, но если она появится у меня под боком, то незамедлительно покину полуостров – навсегда».

 В распространенном минувшей весной пресс-релизе «Камчатская лига независимых экспертов» сообщила, что «Проект установки плавучей атомной теплоэлектростанции на Камчатке обсуждался неоднократно. В декабре 2004 года на общественных слушаниях проект был подвергнут резкой критике. Тогда жители областного центра высказались против размещения нового атомного объекта в непосредственной близости с тремя городами Камчатки. Экологи сообщили о недопустимости размещения «мирного атома» в Авачинской бухте – цунамиопасном районе, водоеме, имеющем серьезное рыбохозяйственное значение. Обоснованно подвергалась критике экономическая несостоятельность проекта. Результаты общественных слушаний были переданы разработчикам. Все последующие согласования концерн «Росэнергоатом» - исполнитель – вел без информирования населения о ходе реализации проекта».

Чтобы не быть голословными и тенденциозными в оценке плюсов и минусов предлагаемого проекта, есть смысл пройтись по страницам предложенной на полуострове представителями «Росатома» презентации.

Во вступительной части, обозначая основные цели проекта, авторы декларируют необходимость установки ПАТЭС сокращением объемов завоза в регион органического топлива и обеспечение независимости от конъюнктуры рынка органического топлива.

 Но ведь эта проблема будет решена в конце 2010 года за счет прихода в Петропавловск газовой трубы. И прощай танкер «Бутома».
Еще один пункт из целей проекта говорит об обеспечении стабилизации тарифов на электрическую и тепловую энергию для промышленных потребителей и населения.

А разве газификация Камчатских ТЭЦ и кочегарок не решает эту же проблему еще до появления ПАТЭС? Если не решает, еще вопрос: а зачем тогда вообще весь этот  шум вокруг газопровода?

«Размещение плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС) наиболее целесообразно в районах, в которых отсутствуют топливно-энергетические ресурсы и/или их доставка сопряжена с большими трудностями (Крайний Север, Дальний Восток России, островные государства азиатско-тихоокеанского региона и др.)», - пишут далее авторы проекта.

 На Камчатке  топливно-энергетические ресурсы имеются в большом наличии: разведанные запасы одного только Мутновского геотермального поля позволяют наращивать мощность станций с имеющихся 60 до 200 мегаватт. Разведанных (без доразведки) запасов Соболевского месторождения газа хватит при нынешнем положении дел на 20-25 лет. Совсем забыты и никак не учитываются в стратегиях развития энергетики полуострова богатейшие гидроресурсы. Тот же «похороненный» проект Жупановской гидроэлектростанции мощностью 415 мегаватт. Рано или поздно, но Камчатке, видимо, все-таки придется принести в жертву одну из своих многочисленных нерестовых рек ради общего благополучия всех жителей. Или согласиться (впрочем, речь уже не о согласии) с присутствием под боком мирного атома.

Вызывают сомнение некоторые исходные данные, которыми оперируют авторы атомного проекта при обосновании необходимости установки плавучих атомных теплоэлектростанций. Так, прорабатывая  в первом приближении установку еще одной ПАТЭС в районе Усть-Камчатска (в цунамиопасной зоне?), авторы утверждают, что уже в 2015 году там должно вдвое вырасти потребление электроэнергии. То же самое, по их мнению, произойдет и в Вилючинске. Если с Вилючинским ростом еще можно как-то согласиться при условии, что туда перебазируют весь атомный подводный флот России, то Усть-Камчатск… Рассуждая о перспективах тарифообразования атомщики полагают, что в 2013 году тариф «Камчатскэнерго» на электроэнергию составит 6,40 руб, в то время как от атомной станции это будет 5,11 руб. с учетом окупаемости станции в течение 8 лет. Из чего следует, что установка этих станций – это не благотворительность, а коммерческий проект (экспериментальный проект),  за который заплатят жители полуострова, а возможно и федеральный бюджет через все то же дотирование энерготарифов. Кстати, эта дельта между 6,40 руб. и 5,11 руб. может быть  «съедена» ростом цены на теплоэнергию от Камчатских ТЭЦ из-за вынужденного отказа от теплофикационного цикла выработки электроэнергии и роста цены на газ из-за сокращения его потребления теми же ТЭЦ. Одним словом, теоретически обозначенное атомщиками снижение тарифов требует серьезной доказательной базы. Против предполагаемого снижения тарифов при установке в регионе ПАТЭС и то, что резкий рост электрической мощности станций в Центральном Камчатском энергоузле выльется в увеличение платы за мощность.

Но учитывая, что гласит один из пунктов подписанного Протокола по вопросу строительства ПАТЭС в г. Вилючинске – позиция ОАО «Концерн Энергоатом» по размещению атомной ТЭС «безусловна и однозначна» - тарифы нам не помеха. Ведь эти экспериментальные станции требуют обкатки и апробирования, так сказать, в полевых условиях, поскольку страны Азиатско-Тихоокеанского региона, проявляющие интерес к этому проекту, хотят покупать уже проверенные и имеющие положительный опыт эксплуатации ПАТЭС, а не экспериментальную установку. И помочь им в этом мы должны, как водится в России, всем миром.

Похоже, что производителям электроэнергии на Камчатке становится тесно. Потреблять электроэнергию некому, а вот производить ее хотят многие. «РусГидро» планирует увеличение мощности Мутновских ГеоЭС, «КамГЭК» достраивает в своем Толмачевском каскаде 2-ю станцию мощностью 24 МВт, «Камчатскэнерго» готовится к переходу на газ, а тут еще и атомная станция.  Боливар камчатской полуживой экономики всех, однозначно, не вынесет. Осталось лишь определиться: кто тут является слабым звеном?

Пока писалась статья, стало известно о подписанном Президентом РФ Дмитрием Медведевым перечне поручений Правительству РФ по итогам проведенного 25 сентября совещания в Петропавловске-Камчатском.  Один из пунктов гласит «В срок до 1 февраля 2009 года внести изменения в ФЦП «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», предусматривающие включение проектов использования гидро- и геотермальных ресурсов Камчатского края; а также включение объектов социального назначения и производственной инфраструктуры, расположенных в национальных поселках на территории Камчатского края и Чукотского автономного округа».

О развитии на полуострове атомной энергетики ничего не сказано.

P.S.

22 октября на Мутновской геотермальной электростанции состоялась встреча исполняющего обязанности генерального директора ОАО «Геотерм» Бориса Паршина и начальника департамента возобновляемых источников энергии ОАО «РусГидро» Павла Панкратьева с представителями японской компании «Мицуи энд Ко., ЛТД»,- сообщает пресс-служба ОАО «Геотерм». В ходе встречи рассматривалась возможность участия компании «Мицуи» в реализации инвестиционных проектов ОАО «Геотерм». В частности, предметно обсуждался проект установки на Мутновской геотермальной электростанции турбин, которые будут работать на вторичном паре. Это позволит получить около 12 МВт дополнительной мощности.


Андрей Трофимов, Петропавловск-Камчатский

Читайте также:







О проекте Размещение рекламы на портале Баннеры и логотипы "Energyland.info"
Яндекс цитирования         Яндекс.Метрика