Аналитика - Актуальный вопрос

Антикризисное управление энергетикой


11.12.08 12:58
Антикризисное управление энергетикой В какой степени мировой финансово-экономический кризис затронет энергетику? До сегодняшнего дня наиболее часто озвучиваемые регрессивные сценарии и прогнозы по большей части касались промышленности и банков.

По словам  министра энергетики РФ Сергея Шматко, даже в условиях кризиса энергетика  остается наиболее привлекательным сегментом для государственных и частных инвестиций. Министерство  не собирается кардинально менять  программу развития отрасли. Какие меры будут предприняты для поддержки энергетики? И вообще – есть ли  механизмы государственного и рыночного регулирования, способные гарантировать стабильное развитие  отрасли в периоды экономических спадов?

Неэластичная энергетика


В ноябре 2008 года объем потребления электроэнергии в европейской части РФ и на Урале уменьшился более чем на 6%, в Сибири – на 3%. Основные причины – сокращение производства крупнейшими промышленными предприятиями и аномально теплая осень. Свидетельствуют ли эти цифры о грядущей энергетической «депрессии»? Нет, уверены не только энергетики, но и экономисты.

– Энергетика – отрасль, гораздо менее эластичная к мировому финансово-экономическому кризису, чем банковский сектор или промышленность, – говорит представитель «Эрнст энд Янг» Артем Козловский.

Но энергетика, как и любая другая отрасль производства, развивается в диалектическом единстве «сегодня» и «завтра» – на пересечении текущих и перспективных планов, чаще всего связанных с реализацией тех или иных инвестиционных программ. И если энергетика «неэластична» к кризису «сегодня», не означает ли это, что «завтра» ее ждет коррекция или даже «замораживание» программ и проектов?   

Эксперты уверены, что, по крайней мере, одна отрасль энергетики – атомная – будет развиваться в русле докризисных планов.

– Атомная энергетика минимально зависит от рынка ценных бумаг и максимально – от поддержки государства, – продолжает Артем Козловский. –  Это обстоятельство существенно уменьшает негативное влияние кризиса.

Но атомная отрасль – не вся энергетика. Руководитель федерального энергетического ведомства признает, что нынешняя рыночная конъюнктура вызывает определенную настороженность инвесторов. Усугубляет ситуацию тот факт, что некоторые энергокомпании не располагают средствами для финансирования собственных инвестиционных программ.

Выход напрашивается только один – государство восполняет дефицит финансовых средств, необходимых на реализацию инвестпроектов. По словам Сергея Шматко, правительство прорабатывает эти вопросы, пытаясь найти дополнительные источники финансирования энергетики.

Спасут ли облигации?


По мнению Сергея Шматко, наиболее подходящий антикризисный инструмент –  выпуск инфраструктурных облигаций. «Этот механизм, в первую очередь, мы будем применять к компаниям с государственным участием, хотя не исключаем его применение и для других. Есть также возможность помогать через действующие федеральные целевые программы. Например, часть средств, предусмотренных на федеральные целевые программы по Дальнему Востоку, можно направить на реализацию инвестпрограмм РАО ЕЭС Дальнего Востока», – считает министр.

При этом Сергей Шматко не исключает, что финансовые трудности потребуют переноса сроков реализации некоторых проектов. «Текущая ситуация с прогнозом электропотребления на 2009 год допускает варианты, когда те или иные объекты могут быть сдвинуты вправо с точки зрения ввода в эксплуатацию. При принятии окончательного решения по срокам мы будем опираться на мнение системного оператора, который отвечает за безаварийную и надежную эксплуатацию энергосистемы», – отметил он.

Из всех этих высказываний можно заключить: государственный антикризисный «пакет» – отнюдь не панацея. Гораздо большую стабильность и предсказуемость обещает другая – долгосрочная – форма сотрудничества государства и частных инвесторов: государственно-частное партнерство (ГЧП).  Интересные примеры ГЧП уже есть в атомной энергетике и других отраслях.  

Атомный «пилот»


О совместном проекте ГК «Росатом» и ОАО «Русские машины» – свинцово-висмутовом быстром реакторе СВБР-100 – активно заговорили нынешним летом, когда кризис для большинства отечественных предприятий был еще чем-то вроде журналистской «страшилки». Ради справедливости надо отметить, что свои рождением проект обязан отнюдь не кризису.

Свинцово-висмутовый реактор – разработка советской «оборонки», предназначенная для атомных подводных лодок. Общий опыт эксплуатации – 80 реакторо-лет. Как выяснилось, технология вполне применима и на «гражданке» – для создания энергетических установок малой и средней мощности – до 600 МВт (модульные блоки единичной мощности 100 МВт).

Мировая рыночная конъюнктура благоприятствует высокому спросу на такую конверсионную продукцию.    

– По оценкам МАГАТЭ ввод реакторов малой и средней мощности до 2040 г. составит 500-1000 штук, – рассказывает  Анна Кудрявцева, зам. директора Департамента инновационной и научно-технической политики ФГУП «Атомэнергопром». – Суммарная денежная емкость этого рыночного сегмента – до 600 млрд. долл. Спрос на такие реакторы в мире есть, но, к сожалению, пока нет продуктовой линейки, которую можно было бы предложить прямо сейчас. По нашим оценкам, энергоблоки на базе СВБР-100 могут занять 10-15% мирового рынка атомной энергетики малой и средней мощности.

СВБР-100 – проект инновационный не только для отечественной, но и для мировой энергетики, поскольку это первая установка с использованием теплоносителя на тяжелых металлах

Основные преимущества:
  • развитые свойства внутренней самозащищенности и пассивной безопасности РУ СВБР;
  • все оборудование первого контура размещено в корпусе реакторного моноблока;
  • модульный принцип построения ЯППУ дает возможность варьировать мощность энергоблока (кратно 100 МВТ);
  • топливная универсальность; работа на различных видах топлива и в различных топливных циклах;
  • транспортировка к месту эксплуатации в ядернобезопасном состоянии с замороженным теплоносителем.

Основные сегменты рынка, в которых потенциально востребованы энергоустановки на базе СВБР-100: модульные АЭС и АТЭЦ в непосредственной близости от потребителей электроэнергии и тепла, плавучие АС, реновация АЭС, выведенных из эксплуатации, опреснительные энергокомплексы, производство водорода, нефтехимия.  

Паритетная основа


Форма сотрудничества «Росатома» и «Русских машин» в рамках проекта СВБР-100 – совместное предприятие, как подчеркивают стороны – на паритетной основе. От «Росатома» «Русские машины» планируют получить технологии, сама компания будет заниматься привлечением средств. Права «Росатома» на интеллектуальную собственность – возможный вклад в СП. «Русские машины», в свою очередь, готовы финансировать проект. Доли сторон в СП пока обсуждаются. Для «Русских машин» – это венчурные инвестиции, и только к 2020-2030 годам проект может превратиться в коммерческий. 

Основные этапы реализации проекта:
  • 2009 – 2015 г.г. – ТЭО, рабочий проект, изготовление и поставка оборудования, физический и энергетический пуски;
  • 2016 – 2017 г.г.– исследования эксплуатации;
  • 2018 г. – переход к серийному производству.
Объем инвестиций – 17 млрд. руб.

Возможно, что опытно-промышленной площадкой первой РУ СВБР-100 станет Обнинская АЭС-2.  «Русские машины» готовы вложить в проект  на первоначальном этапе до 1 миллиарда долларов.

Региональный опыт


В Свердловской области  создается единая теплоснабжающая компания, учредителями которой станут НГК «ИТЕРА», Правительство области и «Внешэкономбанк». Как и в случае с атомным проектом – это не специальная антикризисная мера, а оптимальный способ дальнейшего развития и реформирования энергетической системы в непростой экономической ситуации. По словам Председателя Правительства Свердловской области Виктора Кокшарова, создание теплоснабжающей компании объединит разрозненные и неэффективные муниципальные котельные и обеспечит комплекс мероприятий по их модернизации. Предполагаемый результат: снижение расходов топлива на выработку необходимого объема теплофиката и повышение надежности теплоснабжения.

ГЧП в сфере энергосбережения и ЖКХ все чаще попадает в фокус интересов государственных чиновников и представителей  коммерческих структур. Этой теме был посвящен доклад президента ЗАО «НТЦ Приводная техника» Дмитрия Краснова на VIII Уральском инвестиционном форуме, прошедшем в Челябинске. Последовательным сторонником ГЧП в сфере атомной энергетики остается губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин.  

Системные рычаги


Как бы ни были привлекательны, казалось бы, очевидные плюсы ГЧП – проекты в этой области в масштабах России можно пересчитать по пальцам. Поспособствует ли экономический кризис стимулированию и развитию государственно-частного партнерства, в том числе – и в сфере энергетики? По мнению С.Сильвестрова, д.э.н., зам. директора Института международных экономических и политических проблем РАН для эффективного развития ГЧП в России необходимо выполнение ряда условий.

Политическая и институциональная основа и поддержка проектов. Помимо ясного распределения полномочий в государственной системе необходимо детальное определение рамочных условий ведения переговоров с частными инвесторами. Запрашиваемая ими премия за риск будет ниже, если гарантирована последовательная политика государства.

Стабильная политико-правовая среда. Требуется стабильное законодательство и его нормативное развитие, которые не только «терпимо относятся» к партнерствам рассматриваемого типа, но и создают стабильные базовые условия для их развития.

Эффективная структура экономики и справедливое распределение возможностей и рисков. Основой для эффективного распределения сфер ответственности между частными партнерами и государством служит четкая формулировка целей.

Опыт реализации инфраструктурных проектов свидетельствует о том, что государство часто принимает на себя рыночный риск в рамках определенных базовых условий. От распределения рисков и возможностей зависят функции государства. Если частный инвестор несет большую часть рисков по проекту, то государство имеет ограниченное право вмешиваться в выполнение проекта либо в основном контролирует его.

Прозрачное и эффективное распределение государственных заказов. Это одно из наиболее слабых мест российской экономической модели, в которой практически отсутствует нормативно определенный рынок государственных заказов.

И последнее - возможность точного подсчета издержек и выгод проекта.

Системное решение этих задач  позволит использовать ГЧП как один из способов привлечения инвестиций, обеспечивающих поступательное развитие  энергетики.

К.Литвиненко
В статье использованы материалы 2-й Международной конференции «Строительство АЭС»


Справка

Основная кооперация при создании опытно-промышленного энергоблока с РУ СВБР-100:
  • ФГУП ОКБ «ГИДРОПРЕСС» - Главный конструктор реакторной установки;
  • ФГУП «Атомэнергопроект» - Генпроектировщик энергоблока;
  • ГНЦ РФ-ФЭИ им.А.И.Лейпунского - Научный руководитель, Главный конструктор-технолог твэл и элементов активной зоны;
  • ОАО Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» - комплектный поставщик РУ.

Корпорация «Русские машины» объединяет активы в автомобилестроении, производстве дорожно-строительной техники и автокомпонентов, железнодорожном, авиационном и энергетическом машиностроении. В корпорацию входят 30 предприятий. 100% акций "Русских машин" принадлежат компании "Базовый элемент", председателем совета директоров корпорации является Олег Дерипаска.   Один из богатейших предпринимателей страны Олег Дерипаска давно декларирует свой интерес к атомной энергетике. Подконтрольная ему ОК "Русал" в 2007 году объявляла о планах участия в двух проектах строительства АЭС –  Саратовской области и на Дальнем Востоке. Однако быстрого развития они не получили.

 







О проекте Размещение рекламы на портале Баннеры и логотипы "Energyland.info"
Яндекс цитирования         Яндекс.Метрика