Главная / Новости / Отрасли ТЭК / Проект Nabucco умирает

Новости


05:00, 25 Марта 10
Нефтегазовая Мир
Проект Nabucco умирает

Проект Nabucco умирает Иран и Пакистан подписали соглашение о строительстве газопровода, который может отнять у европейского трубопроводного проекта Nabucco последние надежды на выживание.

Соглашение о сооружении трубопровода протяженностью 2,1 тыс. км, по которому добываемый в Иране газ будет поставляться в пакистанские провинции Белуджистан и Синд, было подписано в Турции. Как заявило министерство нефти и природных ресурсов Пакистана, строительство началось сразу же после подписания. Оно обойдется в $3-4 млрд, и каждая из сторон будет ответственна за сооружение своего участка. Газ должен пойти по новой трубе в 2014 году.
Мощность первой очереди газопровода составит 11 млрд кубометров в год и в дальнейшем будет увеличена вдвое. Теоретически ее можно увеличивать и увеличивать, ведь ресурсной базой газопровода станет иранское месторождение "Южный Парс" в Персидском заливе, которое считается одним из крупнейших в мире: его запасы оцениваются в 8-14 трлн кубометров газа (это втрое больше российского Штокмана). По оценкам иранской стороны, добычу газа на "Южном Парсе" можно в перспективе довести до 150 млрд кубометров в год. Этого Пакистану будет более чем достаточно, чтобы решить свою энергетическую проблему. Но у стартовавшего ирано-пакистанского проекта есть и более отдаленные цели.
Изначально в переговорах по газопроводу из Ирана участвовала еще и Индия, намеревавшаяся получать газ транзитом через Пакистан. Именно она впервые (еще в 1989 г.) выдвинула данный проект. Газопровод должен был получить название "Мир" и служить, в том числе, средством примирения Индии и Пакистана. Хотя у Дели с Тегераном был и запасной вариант – проложить трубу по морскому дну, минуя пакистанскую территорию.
Но впоследствии инициатор проекта откололся от него, а транзитер остался. Причиной этого, согласно официальной версии, были разногласия сторон по вопросам о стоимости трубопровода, периодичности корректировок цен на иранский газ и тарифам на транзит по территории Пакистана. Однако главными причинами, по всей видимости, стали вновь обострившиеся отношения Дели с Исламабадом, а также политическое давление на Индию со стороны Вашингтона, стремящегося сорвать любой проект с участием Ирана.
Впрочем, по общему мнению экспертов, возвращение Индии в проект неизбежно – это просто вопрос времени. На днях сайт индийской газеты Financial Express привел данные исследования компании McKinsey, согласно которым потребление газа в Индии к 2015 г. может увеличиться почти вдвое: с нынешних 166 млн кубометров в день (60,5 млрд в год) до 320 млн (117 млрд кубометров в год). Спрос будет увеличиваться столь стремительно ввиду наращивания производственных мощностей в энергетике, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности страны, а также роста бытового потребления газа. Найти за столь короткий период недостающие 57 млрд кубометров газа непросто, и потому Индия будет хвататься за любую возможность, в том числе и за реализацию проекта "Мир" в его изначальном формате.
А там и Китай недалеко. Пекин рассматривает Иран в качестве одного из основных поставщиков энергоносителей (и потому заботливо оберегает его от введения новых международных санкций) и вкладывает серьезные суммы в иранский ТЭК. Поэтому, если газопровод с "Южного Парса" дойдет до индийской территории, Китай обязательно найдет способ продлить его и до своей территории. Тогда наверняка придется строить не только вторую, но и третью и четвертую очереди газопровода.
Европа от происходящего в Азии не в восторге. Ирано-пакистанская договоренность может окончательно сорвать планы строительства газопровода Nabucco, который, напомним, должен доставлять в ЕС 31 млрд кубометров газа ежегодно из Каспийского региона. В качестве ресурсной базы у Nabucco есть пока только 7-8 млрд кубометров азербайджанского газа, и участники проекта очень надеются на подключение к нему Ирана. Но теперь иранского газа им может не достаться. Ведь на севере Ирана газ не добывается, и даже для местных нужд его приходится импортировать из Азербайджана и Туркмении. А южные месторождения отныне будут ориентироваться на поставки в восточном направлении.
Более того, восток "засосет" и азербайджанский газ. Сейчас Азербайджан поставляет в Иран менее полумиллиарда кубометров голубого топлива в год. Однако в январе азербайджанская государственная нефтяная компания ГНКАР и иранская Национальная газовая компания подписали соглашение об объемах будущих поставок газа в Иран. Речь идет уже о 1,5-2 млрд кубометров в год. При этом иранская сторона выразила готовность в перспективе покупать у Азербайджана любые объемы газа. Они могут понадобиться, скажем, если темпы разработки на "Южном Парсе" будут отставать от введения в строй очередей "Мира".
Азербайджан и Иран связывает газопровод пропускной способностью 10 млрд кубометров в год. Если он заработает на полную мощность, газа для других потребителей у Азербайджана останется совсем немного. А среди других потребителей фигурирует и Россия. В октябре прошлого года ГНКАР и "Газпром" подписали контракт об экспорте газа в РФ по цене, которую президент Ильхам Алиев назвал "взаимовыгодной". На первых порах договорились о поставках 500 млн кубометров в год, затем увеличили эту цифру вдвое. При этом Баку заявил о готовности продавать России любые требуемые ей объемы из тех, что он намерен экспортировать. Пропускная способность связывающего Азербайджан и Россию газопровода составляет 7 млрд кубометров газа в год.
Таким образом, картина получается следующая. Иранский газ идет на восток – в Пакистан, а затем, по всей видимости, в Индию и Китай. Азербайджанский газ готовы без остатка раскупить Иран (в том числе, для реэкспорта на восток) и Россия (в том числе, для "Южного потока"). Кроме того, определенные объемы азербайджанского газа законтрактованы Турцией для внутренних нужд. А вот переговоры между Баку и Анкарой о цене на газ, который должен пойти транзитом в Европу, по-прежнему буксуют. Причем дошло до того, что Ильхам Алиев обвинил турецкую сторону в том, что она просто не дает Азербайджану экспортировать газ. Условиями же контрактов с Россией и Ираном он вполне доволен. Вывод напрашивается один: у Nabucco на нынешнем этапе нет шансов получить хоть сколько-нибудь азербайджанского или иранского газа. Проект умирает, пишет Утро.ru.


Читайте также:

Тэги: строительство газопровода поставки газа
Все новости за сегодня (0)
   

Поздравляем!
Ангарская нефтехимическая компания отмечает 70 лет со дня выпуска первой продукции Ангарская нефтехимическая компания отмечает 70 лет со дня выпуска первой продукции

70 лет исполнилось со дня выпуска первой продукции Ангарской нефтехимической компании (АНХК, входит в нефтеперерабатывающий и нефтехимический блок НК «Роснефть»). В 1954 году на заводе гидрирования Комбината-16 (так тогда назвалась АНХК) была выпущена первая партия метанола.



О проекте Размещение рекламы на портале Баннеры и логотипы "Energyland.info"
Яндекс цитирования         Яндекс.Метрика